ВОДНЫЕ ПОХОДЫ
Основные опасности в водном туризме связаны с пребыванием на воде, с преодолением при сплаве естественных и искусственных препятствий. Поэтому туристам-водникам прежде всего необходимо хорошо плавать (это умение обязательно, кстати, для всех туристов) и неукоснительно соблюдать незыблемое правило: на воде всегда находиться в надежном, застегнутом спасательном жилете. Емкость его должна быть не менее 16 л.
Обязательно пользование страховкой. Пренебрежение этим правилом приводит к несчастным случаям. Порой “технически подготовленные” водники не пользуются страховочным снаряжением, считая, что река на данном участке не настолько сложная. Это очень опасная ошибка.
При прохождении сложных и неизвестных участков нужно сначала их разведать. Часто туристы, переоценив свой опыт, пренебрегают разведкой. Экономия десяти минут оборачивается потерей часов на ремонт судна или дней на спасательные работы и транспортировку пострадавших.
Другое важное правило — не расслабляться, находясь воде, быть внимательными, готовыми к любым неожиданностям. Распространенной причиной аварий является, пример, неправильное определение окончания сложного участка. Пройдя каскад сложных порогов, группа считает но задачу выполненной, расслабляется и не готова к успешному преодолению неожиданно возникшего нового препятствия. Поэтому нельзя расслабляться, пока судно надежно не зачалено.
Время сплава также имеет значение. При сплаве после 17-18 часов сказывается утомление дня, появляется устать внимания, реакция притупляется. Это может привести аварии. Кроме того, в этом случае времени на поисковые работы до наступления темноты, скорее всего, не хватит. Бесспорно, что турист, блестяще владеющий техникой явления судном, менее подвержен опасностям в водном походе, — чем больше совершается технических ошибок, выше риск. Однако при правильно выбранной тактике похода, при хорошо организованной разведке и страховке, при хорошем снаряжении технические ошибки участников не приводят к опасным ситуациям.
Большинство водных походов совершается по рекам. Но многие туристы путешествуют также по озерам и водохранилищам. В этом случае надо помнить, что погода может измениться за полчаса. Признаки ее ухудшения не всегда уловимы. Поэтому на открытых водоемах рекомендуется плавать на удалении не более 1 км от берега и при малейших признаках ухудшения погоды как можно быстрее плыть к берегу. При дальнейшем ухудшении погоды — высаживаться на берег, временно прекращая плавание.
Ряд возможных опасностей в водном туризме связан с применением техники других видов туризма, например с лентами горной техники и переправ.
Разведка препятствий на реке, аварийный сход с маршрута, поисковые работы могут потребовать от группы знакомства с техникой передвижения по крутым травянистым склонам, по крупным и мелким осыпям, по скалам.
Особенно опасно, когда плохое владение скальной техникой совмещается со спешкой. Это часто происходит после аварии, когда бегущий по скалам, догоняя перевернувшееся судно, сам оказывается пострадавшим.
При подходах к началу сплава приходится преодолевать вброд не один приток. При этом туристы-водники, привыкшие к воде и не боящиеся ее, часто проявляют излишнюю смелость. Поэтому возможны несчастные случаи от незнания техники переправ.
Рюкзак туриста-водника — самый тяжелый, так как необходимо нести на себе средства сплава, страховочное снаряжение и т. д. Обычно вес его для мужчин — 40— 50 кг. С таким рюкзаком приходится по тайге, по горам идти 100—150 км до начала маршрута. При этом возможно получение потертостей спины и плеч из-за плохой подгонки рюкзака.
Опасно надевание тяжелого рюкзака с земли в одиночку. Нужна помощь двух товарищей. Допустимо надевание рюкзака в одиночку, если он стоит на пне или камне. Снимать рюкзак тоже желательно при помощи товарища.
От частого контакта с водой, от гребли руки туриста-водника покрываются трещинами. Вылечить их гораздо труднее, чем избежать. Уберечься можно, применяя регулярно силиконовые мази или жидкости с глицерином.
Преодоление естественных препятствий составляет сущность водного туризма. Но именно эти препятствия и представляют серьезную потенциальную опасность и для судов, на которых осуществляется сплав, и для здоровья и жизни членов экипажа.
Завалы и заломы. Самые коварные препятствия, встречающиеся на маршрутах любой категории сложности. Завал из стволов деревьев перекрывает русло от берега до берега, поток фильтруется. Судно крепко ударяется в завал, о сучья рвутся оболочка, надувные емкости, спасжилеты, туриста затягивает вниз, под завал, иногда доходящий до дна. Оказать быструю помощь потерпевшему бывает очень сложно.
Чтобы не оказаться в аварийной ситуации, необходимо быть очень внимательным на маршруте. Если судно все-таки попало в завал, нужно выпрыгнуть на препятствие, не думая о судне и вещах. При этом облегченное судно не так сильно прижмет.
Залом — это завал, перекрывающий часть потока. Вдоль залома идет струя чистой воды, создавая впечатление, что груда бревен лежит на берегу. Но в действительности чистой порой остается всего лишь одна десятая часть потока, хотя с наплыва кажется, что проплыть можно свободно. Вода начинает тащить судно в бревна. Поток часто пересилить не удается, и судно врезается в залом. Увидев завал или залом, нужно организовать срочную чалку и тщательную разведку, а затем по необходимости проводку или обнос.
Водопады. Опасность представляет непланируемое попадание в водопад при потере группой ориентировки. Тщательное ориентирование на реке, поэтапные разведки на подходе к водопаду — залог безаварийного преодоления их препятствий.
Пороги и шиверы. Это основные типы препятствий на водном туристском маршруте. Один локальный порог, если не имеет габаритных непроходов, при организованной разведке и страховке не представляет особой опасности для подготовленных спортсменов. Однако каскад порогов и озер с небольшими быстротоками между ними весьма опасен, так как ошибка, совершенная в одной из ступеней, ведет за собой неоптимальный заход в следующую и т. д. Кроме того, продолжительный сложный участок при разведке трудно запомнить, а при прохождении такого каскада возникает усталость внимания и реакции. Наиболее распространенная авария — переворот судна либо на стоячих волнах, либо в результате навала на камень. Потерпевшим лучше всего выбраться на перевернутое судно и с помощью весел и подручных средств подогнать его к берегу либо посадить на камень. При грамотно организованной страховке на перевернувшееся судно будет передана веревка и потерпевших аварию “маятником” причалят к берегу.
Другой тип аварии — столкновение судна с камнем. Когда в результате этого судно садится на камень и снять его силами экипажа не удается, экипаж другого судна должен с берега навести веревочную переправу и “маятником” эвакуировать потерпевших к берегу.
Если в результате столкновения с камнем судно получило серьезные повреждения и экипаж оказался в “автономном” плавании (то есть в потоке отдельно от судна), все зависит от надежности спасжилетов и организованной страховки. При отсутствии защитного снаряжения, в том числе шлемов, и при ненадежной или отсутствующей страховке возможны несчастные случаи, а также травмы головы, ребер и нижних конечностей.
Прижимы. Распространенное, но обычно не очень опасное препятствие, — у большинства прижимов существует водяная подушка и отбойное течение. Только в тех случаях, когда поток, ударившись в скальную породу, уходит вниз, существует большая вероятность “припечатывания” судна к стене. Разведка и грамотное управление судном гарантируют безопасное прохождение прижима.
Водовороты. Их опасность преувеличена рассказами местных жителей. На самом деле несчастные случаи в туризме в результате попадания судна в водоворот не зарегистрированы.
“Бочки”. Так туристы-водники называют сильно вспененные участки воды после слива. Кажется, что вода в них кипит. Судно, попав в “бочку”, останавливается и частично погружается во вспененную воду.
Турист, попавший в “автономное” плавание, застревает в “бочке”, особенно если емкость спасжилета велика. Выбраться из “бочки” удается с помощью веревки, брошенной товарищами с берега. Если бросить веревку некому, приходится для уменьшения плавучести подспускать спасжилет и подныривать под “бочку”. Следует отметить, что такой способ опасен.
Паводок. Резкий подъем уровня воды в результате таяния снегов или ливней вызывает повышение скорости потока, возрастание опасности всех препятствий, изменение лоции реки, что приводит к потере туристами ориентировки. Поэтому в периоды паводков туристские группы должны проявлять предельную осторожность, вплоть до схода с маршрута.
Искусственные препятствия на реках. К ним относятся плотины, мосты, молевой сплав. Плотины по возможной опасности превосходят водопады, так как в сливе часто торчат сваи, железная арматура, бетонные блоки. Поэтому же на равнинной реке, если принято решение не обносить плотину, а преодолевать ее на судне, требуется самая тщательная разведка.
В районе мостов нередко попадаются сваи и другие части старых мостов, арматура. Опасен навал на быки моста, опасны низкие мосты, особенно в период подъема воды, следствия могут быть такие же, как при прохождении завалов.
В местах действующих или бывших паромных и подвесах переправ попадаются стальные тросы, не заметные с наплыва.
Плавание по порожистой реке, по которой проводят молевой сплав, весьма опасно. Даже одиночные рядом плывущие бревна отвлекают внимание при прохождении естественных препятствий и делают невозможной организацию страховки. При молевом сплаве резко повышается вероятность возникновения завалов.
Искусственные препятствия бывают самыми разнообразными (кроме перечисленных, это могут быть низко провисшие над водой линии электропередачи, затонувший
мост и т. д.). Поэтому даже на участках реки, не имеющих естественных (технических) препятствий, нельзя ослаблять внимание, особенно вблизи населенных пунктов и дорог.